Главная › Форумы › Сетевые мероприятия › Педагогические чтения – 2022
- В этой теме 16 ответов, 11 участников, последнее обновление 2 года, 1 месяц назад сделано Ляна Бельды.
-
АвторСообщения
-
02.06.2022 в 3:17 пп #11933Ляна БельдыХранитель
Районный методический кабинет управления образования администрации Нанайского муниципального района информирует о проведении Районных заочных Педагогических чтениях по теме «Шаг за шагом к новым результатам: функциональная грамотность – учимся для жизни».
Сроки Чтений продлены: 10 июня 2022 г. – 15 сентября 2022 г.
К участию в Чтениях приглашаются учителя, библиотекари, воспитатели, руководители, заместители руководителей образовательных организаций Нанайского муниципального района. Всем участникам выдается электронный сертификат участника.
- Тема изменена 2 года, 5 месяцев назад пользователем Ляна Бельды.
- Тема изменена 2 года, 3 месяца назад пользователем Ляна Бельды.
16.06.2022 в 9:54 дп #11948Дурягина ЮлияУчастникОпыт
формирования финансовой грамотности школьниковФинансовая грамотность для человека является частью современного образования. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы определяет финансовую грамотность как результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния каждого россиянина.
Дефицит знаний не позволяет большинству населения рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценивать возможные финансовые риски. Многие становятся жертвами финансовых мошенников. Непросвещенность и недоверие граждан финансовым рынкам, непонимание базовых основ финансов также сдерживают развитие предпринимательской деятельности и малого бизнеса: люди не знают, как начать свое дело, оформить бизнес-проект.
Современные социально–экономические условия требуют от подрастающего поколения компетентного, мобильного, с высокой финансовой культурой и культурой делового общения человека, умеющего взаимодействовать с финансовыми институтами и деловыми партнерами, готового к принятию грамотных финансовых решений.Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.17.06.2022 в 4:19 пп #11955Ляна БельдыХранительЮлия Ивановна, благодарю Вас за предоставленный опыт!
25.08.2022 в 10:16 дп #11988Олейник АннаУчастникОпыт формирования финансовой грамотности школьников
Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.25.08.2022 в 12:46 пп #11990Марина Владимировна КрутьУчастникТехнологии формирования исследовательских компетенций и естественно-научной грамотности на уроках биологии
В современных условиях у школы появился ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотных людей.
Современное образование ориентировано на рост личности обучающегося, на получение образовательных достижений, которые помогут сформировать продуктивные жизненные стратегии, осуществлять верные решения в различных сферах человеческой деятельности.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и есественно-научной грамотности школьников.- Ответ изменён 2 года, 2 месяца назад пользователем Марина Владимировна Круть.
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.11.09.2022 в 3:53 пп #12052Ефимова Ольга ВасильевнаУчастник–
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.11.09.2022 в 11:30 пп #12054Вера КолосоваУчастникРазвитие функциональной грамотности школьников на уроках математики
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.12.09.2022 в 11:21 дп #12061Вера КолосоваУчастникОдна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействие со сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Одной из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
• формулировать эти проблемы на языке математики;
• решать проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать использованные методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
в) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
12. Решение нестандартных задач
Функциональная математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, память, поддерживает интерес к предмету.
Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал по внеурочным занятиям по математике помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, цена товара за кг. и т.д.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
– регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
– систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося. И задача современного образования – такую личность воспитать.12.09.2022 в 2:39 пп #12062Марина СавчукУчастникСавчук М.С. МБОУ СОШ с. Маяк Нанайского района
Формирование функциональной грамотности через работу с текстом на уроках биологии, географии.
“Научить учеников понимать смысл того,
что они читают, — самая большая услуга,
которую может оказать им учитель”Дуга Лемов книга “Мастерство учителя”
Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью.
В рамках обновления федерального государственного образовательного стандарта образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Перед учителем поставлены следующие задачи:
• Организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений.
• Научить школьников думать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала.
• Развивать способность говорить «нет», когда все говорят «да», если понимаешь, что твое мнение правильное. Все эти умения необходимо развивать на уроках, в том числе и на уроках биологии и географии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять биологические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях, т.е. навыки функциональной грамотности.
Данные навыки следует, конечно, начинать формировать в семье, но в дальнейшем, их следует развивать в условиях школы. Поскольку каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, то необходимо сделать акцент на формировании такого компонента функциональной грамотности ка читательская грамотность.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? «Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Функциональное чтение- это владение грамотностью чтения.
А что же такое грамотность чтения? В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Примерами таких заданий для основной школы могут быть интегрированные задания из области биологии и других школьных дисциплин, которые вдобавок охватывают несколько тем курса.
Для учеников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии и география я использую задания типа: «Какие утверждения верны…» или «Определите верно, или ложно данное утверждение». Если класс слабый в целом, провожу работу фронтально с обязательным обсуждением каждого положения. Для сильных учеников даю задания: «Верно, ли составлена таблица (схема)». Этот тип заданий требует от ребят умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Особенно хорошие результаты дает групповое выполнение таких заданий, так как в группах одновременно работают ученики с разным уровнем познавательной активности и это дает возможность проявить себя каждому. Трудно даются задания, связанные с работой с текстом, например: «Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них». Поэтому, вначале, я предлагаю выполнить это задание фронтально, через некоторое время начинаю давать аналогичные задания в группах, а затем и индивидуально.
Например:
1.Найдите в тексте ключевые слова:
2. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.
Используя этот же текст, можно предложить учащимся найти в нем основные понятия темы. Данный прием поможет в решении основных задач – формирование знаний и развитие биологической грамотности учащихся.
Можно также предложить ученикам найти дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии, справочнике.
Кроме данного типа заданий, я использую задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала. Понимание – один из сложнейших компонентов учебно – познавательного процесса, существенным признаком которого является направленность деятельности учителя и учащихся на раскрытие объективных связей и отношений в объектах реального мира, выявление сущности предметов и явлений.
Пример таких заданий: Перекодируйте известную информацию в схему.
«Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. При перекрестном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом.
У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, легкая».
Очень нравится пятиклассникам и шестиклассникам, да и ребятам постарше самим задавать вопросы, выступать в роли учителя. Поэтому на своих уроках я использую следующий тип заданий, направленных на формирование понимания изучаемого материала (методика «Тонких и толстых вопросов»):
Учащимся предлагается следующая информация: «…Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и хранится, и по мере необходимости используется растением. У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».
Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».
Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует общеучебные умения, а значит и грамотность.
Ученики не сидят, пассивно слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя – в основном координирующая.
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Такой ученик может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
И завершить я бы хотела словами Дайаны Халперн:
« Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информаций и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов».12.09.2022 в 2:51 пп #12063Ляна БельдыХранительКоллеги, огромная просьба загружать файлы в формате Microsoft Word (doc, docx).
13.09.2022 в 1:34 дп #12064Ольга ЛюбасУчастникФормирование функциональной грамотности младших школьников
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.15.09.2022 в 4:28 пп #12081Валентина СавчукУчастникОпыт формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через использование элементов системы К.Орфа
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.18.09.2022 в 11:28 пп #12086Татьяна БельдыУчастникФормирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроке английского языка
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.19.09.2022 в 9:34 дп #12094ukrainecУчастник“Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста” (из опыта работы).
Украинец Евгения Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад с.Маяк»
20.09.2022 в 3:18 пп #12103Ляна БельдыХранительКоллеги, если у вас не получилось загрузить статью на страницу чтений, то отправьте файл на электронную почту lianabeiker@mail.ru (до 26 сентября).
07.10.2022 в 12:15 пп #1212507.10.2022 в 12:16 пп #12126Ляна БельдыХранительКоллеги, сертификаты участников Вы можете скачать здесь: https://disk.yandex.ru/d/H20_s4qZIh50Vg
-
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.