Особые образовательные потребности!

Главная Форумы Педагогическая конференция 2020 Особые образовательные потребности!

Просмотр 20 сообщений - с 1 по 20 (из 23 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #11254

    В современном понимании ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок, нуждающийся в специальных условиях обучения и воспитания для его максимально возможного развития, образования, введения в общество.
    И задача образовательных учреждений в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, это создание специальных условий получения образования, нахождения способов и путей их поддержки для гармоничного всестороннего развития личности!

    #11255

    Тема нашей площадки “Способы и пути поддержки детей, имеющих особые образовательные потребности!”
    Присоединяйтесь, добавляйте информацию, видео, комментарии!

    #11269
    Олеся Телешева
    Участник

    Формы и методы работы с родителями детей
    с ограниченными возможностями здоровья
    Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
    Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
    Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
    Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
    Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
    Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
    1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
    2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
    3. Сформировать адекватную самооценку.
    Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
    1. Неприятие личности ребенка;
    2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
    3. Страх ответственности;
    4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
    5. Гиперболизация проблем ребенка;
    6. Вера в чудо;
    7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
    8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
    Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
    Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
    1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
    2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
    3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
    4. Принцип доступности
    Направления воспитательной работы:
    1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
    2. Поддержка и повышение социального статуса семей
    3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
    4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
    5. Оптимизация детско-родительских отношений
    Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
    1. Индивидуальные формы работы.
    1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
    семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
    индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
    1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. – информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
    1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
    2. Коллективные формы взаимодействия.
    2.1. Общие родительские собрания.
    – Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
    – Решение организационных вопросов;
    – Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
    2.2. Групповые родительские собрания.
    – Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
    – Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
    – Решение текущих организационных вопросов.
    2.3. “День открытых дверей”.
    -Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
    2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
    – Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
    – Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
    2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.
    – Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
    2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
    В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
    1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
    2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
    3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
    3. Формы наглядного информационного обеспечения.
    3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
    – информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
    3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
    -привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
    3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
    – создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
    – наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
    Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
    В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
    Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

    #11270
    Татьяна Бельды
    Участник

    Всем здравствуйте 👋

    #11272

    Доброе утро! Приветствую всех участников конференции!!!

    #11278

    “Абилимпикс”как способ поддержки и развития детей с ОВЗ и детей – инвалидов!

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #11282

    “Психолого – педагогическая служба в системе образования Хабаровского края”

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #11286

    “Об организации работы перехода ФГОЗ ОВЗ на ФГОЗ ООО”

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #11291

    Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления.

    Определения ключевых понятий даны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
    Инклюзия (п. 27 ст. 2)- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
    Обучающиеся с ОВЗ (п. 16 ст. 2) – физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
    Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

    Плюсы инклюзивного образования:
    1. Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности;
    2. Возможность взаимодействия детей с ОВЗ с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью. Как известно, у большинства лиц с ОВЗ круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации.
    3. Возможность социализации;
    4. Развитие социальных и коммуникативных навыков.

    Минусы инклюзивного образования:
    В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.

    Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.
    • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
    • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
    • Подготовка тьюторского сопровождения для детей, имеющих особые образовательные потребности (в инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы). Для обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной структуре необходимо наличие сопровождающих специалистов – тьюторов и ассистентов учителя. В России такие должности появились сравнительно недавно и не в каждой школе они имеются;
    • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
    • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т. д.);
    • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

    Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
    • люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, стереотипность мышления. В частности, родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Взгляды родителей отражают распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья;
    • денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата;
    • знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к знаниям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

    #11294
    Марина Бельды
    Участник

    Добрый день!

    #11296

    Большое спасибо! Коллеги, если есть что сказать или добавить присоединяйтесь!

    #11297

    Всем здравствуйте!

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #11301

    Всем здравствуйте!

    #11302

    Детям с особыми образовательными потребностями нужны особые обходные пути получения тех знаний,которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

    #11324

    Всем добрый день. Очень актуальная тема. Хотелось бы еще практической части по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

    #11325

    В YouTube на канале PSILOGIA находятся очень много выступлений специалистов на данную тему, которые можно рекомендовать для просмотра нашим родителям. там затрагивается очень много актуальных тем.
    Вот один из примеров: Дидактические игры для детей с ЗПР. Советы дефектолога.
    Аннотация: Заметили, что ваш ребенок отличается от своих сверстников? Он импульсивен: сначала делает, потом думает? Быстро отвлекается, не понимает с чего начать выполнять задание? С трудом запоминает цифры и буквы?
    Что необходимо знать родителям о задержке психического развития, чем дети с ЗПР отличаются от своих сверстников. Как можно помочь ребенку лучше запомнить буквы и цифры. Наш специалист Наталья Пилипчик продемонстрирует вам игры, которые не требуют больших затрат. Все пособия можно изготовить своими руками из подручных материалов. Вы можете выбрать понравившиеся игры и с пользой провести время со своим ребенком.
    ссылка: https://www.youtube.com/channel/UCEekj4KOPvqUpi8In3uk0Igк

    #11348
    Ольга Бобчаник
    Участник

    Всем добрый день. Хочется немного добавить своё видение к теме инклюзивного образования. Инклюзивное образование создано для улучшения качества жизни людей повсеместно, но финансирование проектов осуществляется постепенно. Необходимо понимать, что ребенок с нарушением физического или психического развития требует к себе больше внимания и усилий. С учётом проблем, изложенных выше в выступлении Ирины Ивановны, мне кажется, при возможности лучще посещать школу для детей с особенностями развития или воспользоваться индивидуальным обучением с посещением в классе таких предметов, как физкультура, музыка и др.

    #11356

    Добрый день.

    #11357
    Ирина Зотова
    Участник

    Всем здравствуйте!

    #11364

    Всем доброго дня

Просмотр 20 сообщений - с 1 по 20 (из 23 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.