Главная › Форумы › Педагогическая конференция 2020 › Особые образовательные потребности!
- В этой теме 22 ответа, 15 участников, последнее обновление 4 года, 10 месяцев назад сделано
Ольга Дмитриева.
-
АвторСообщения
-
13.08.2020 в 12:00 пп #11254
Людмила Блинова
УчастникВ современном понимании ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок, нуждающийся в специальных условиях обучения и воспитания для его максимально возможного развития, образования, введения в общество.
И задача образовательных учреждений в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, это создание специальных условий получения образования, нахождения способов и путей их поддержки для гармоничного всестороннего развития личности!13.08.2020 в 3:59 пп #11255Людмила Блинова
УчастникТема нашей площадки “Способы и пути поддержки детей, имеющих особые образовательные потребности!”
Присоединяйтесь, добавляйте информацию, видео, комментарии!23.08.2020 в 11:07 пп #11269Олеся Телешева
УчастникФормы и методы работы с родителями детей
с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Направления воспитательной работы:
1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
2. Поддержка и повышение социального статуса семей
3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
5. Оптимизация детско-родительских отношений
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
1. Индивидуальные формы работы.
1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. – информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
2. Коллективные формы взаимодействия.
2.1. Общие родительские собрания.
– Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
– Решение организационных вопросов;
– Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
2.2. Групповые родительские собрания.
– Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
– Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
– Решение текущих организационных вопросов.
2.3. “День открытых дверей”.
-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
– Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
– Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.
– Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
– информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
– создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
– наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.24.08.2020 в 1:56 дп #11270Татьяна Бельды
УчастникВсем здравствуйте 👋
24.08.2020 в 8:35 дп #11272Людмила Блинова
УчастникДоброе утро! Приветствую всех участников конференции!!!
-
Ответ изменён 4 года, 10 месяцев назад пользователем
Людмила Блинова.
24.08.2020 в 8:55 дп #11278Людмила Блинова
Участник“Абилимпикс”как способ поддержки и развития детей с ОВЗ и детей – инвалидов!
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.24.08.2020 в 9:09 дп #11282Людмила Блинова
Участник“Психолого – педагогическая служба в системе образования Хабаровского края”
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.24.08.2020 в 9:11 дп #11286Людмила Блинова
Участник“Об организации работы перехода ФГОЗ ОВЗ на ФГОЗ ООО”
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.24.08.2020 в 9:25 дп #11291Ирина Коваленко
УчастникИнклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления.
Определения ключевых понятий даны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
Инклюзия (п. 27 ст. 2)- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающиеся с ОВЗ (п. 16 ст. 2) – физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.Плюсы инклюзивного образования:
1. Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности;
2. Возможность взаимодействия детей с ОВЗ с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью. Как известно, у большинства лиц с ОВЗ круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации.
3. Возможность социализации;
4. Развитие социальных и коммуникативных навыков.Минусы инклюзивного образования:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
• Подготовка тьюторского сопровождения для детей, имеющих особые образовательные потребности (в инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы). Для обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной структуре необходимо наличие сопровождающих специалистов – тьюторов и ассистентов учителя. В России такие должности появились сравнительно недавно и не в каждой школе они имеются;
• Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
• Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т. д.);
• Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
• люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, стереотипность мышления. В частности, родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Взгляды родителей отражают распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья;
• денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата;
• знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к знаниям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.24.08.2020 в 9:34 дп #11294Марина Бельды
УчастникДобрый день!
24.08.2020 в 10:04 дп #11296Людмила Блинова
УчастникБольшое спасибо! Коллеги, если есть что сказать или добавить присоединяйтесь!
24.08.2020 в 10:09 дп #11297Наталья Бичевина
УчастникВсем здравствуйте!
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.24.08.2020 в 10:23 дп #11301Наталья Алфёрова
УчастникВсем здравствуйте!
24.08.2020 в 10:27 дп #11302Наталья Алфёрова
УчастникДетям с особыми образовательными потребностями нужны особые обходные пути получения тех знаний,которые для нормально развивающихся детей являются обычными.
24.08.2020 в 7:08 пп #11324Светлана Гридасова
УчастникВсем добрый день. Очень актуальная тема. Хотелось бы еще практической части по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
24.08.2020 в 7:18 пп #11325Екатерина Сотникова
УчастникВ YouTube на канале PSILOGIA находятся очень много выступлений специалистов на данную тему, которые можно рекомендовать для просмотра нашим родителям. там затрагивается очень много актуальных тем.
Вот один из примеров: Дидактические игры для детей с ЗПР. Советы дефектолога.
Аннотация: Заметили, что ваш ребенок отличается от своих сверстников? Он импульсивен: сначала делает, потом думает? Быстро отвлекается, не понимает с чего начать выполнять задание? С трудом запоминает цифры и буквы?
Что необходимо знать родителям о задержке психического развития, чем дети с ЗПР отличаются от своих сверстников. Как можно помочь ребенку лучше запомнить буквы и цифры. Наш специалист Наталья Пилипчик продемонстрирует вам игры, которые не требуют больших затрат. Все пособия можно изготовить своими руками из подручных материалов. Вы можете выбрать понравившиеся игры и с пользой провести время со своим ребенком.
ссылка: https://www.youtube.com/channel/UCEekj4KOPvqUpi8In3uk0Igк25.08.2020 в 11:14 дп #11348Ольга Бобчаник
УчастникВсем добрый день. Хочется немного добавить своё видение к теме инклюзивного образования. Инклюзивное образование создано для улучшения качества жизни людей повсеместно, но финансирование проектов осуществляется постепенно. Необходимо понимать, что ребенок с нарушением физического или психического развития требует к себе больше внимания и усилий. С учётом проблем, изложенных выше в выступлении Ирины Ивановны, мне кажется, при возможности лучще посещать школу для детей с особенностями развития или воспользоваться индивидуальным обучением с посещением в классе таких предметов, как физкультура, музыка и др.
25.08.2020 в 12:47 пп #11356Ирина Андрейцева
УчастникДобрый день.
25.08.2020 в 1:00 пп #11357Ирина Зотова
УчастникВсем здравствуйте!
25.08.2020 в 2:20 пп #11364Вероника Кириллина
УчастникВсем доброго дня
-
Ответ изменён 4 года, 10 месяцев назад пользователем
-
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.