Педагогические чтения "Современный урок: традиции или инновации?"

Главная Форумы Сетевые мероприятия Педагогические чтения "Современный урок: традиции или инновации?"

В этой теме 33 ответа, 20 участников, последнее обновление  Алексей Гейкер 5 года/лет, 1 месяц назад.

Просмотр 20 сообщений - с 1 по 20 (из 34 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #4409

    Ольга Белоусова
    Хранитель

    Районный методический кабинет управления образования администрации Нанайского муниципального района в соответствии с планом работы на 2014 год, в рамках мероприятий к 80-летию Нанайского муниципального района проводит районные заочные Педагогические чтения по теме «Современный урок: традиции или инновации?» (далее Чтения).
    К участию в Чтениях приглашаются учителя, руководители образовательных учреждений района.
    В рамках Чтений предполагается обсуждение заявленной темы на форуме всеми участниками образовательного процесса.
    Сроки Чтений с 1апреля 2014 – 01 мая 2014г.
    Участникам выдается сертификат об участии в Чтениях.
    Материалы по итогам Чтений будут размещены на сайте http://rmk.obrnan.ru/ и издан сборник лучших материалов «Современный урок: традиции или инновации?».

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #4462

    Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
    Скаткин М.
    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
    Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.
    С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
    Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
    Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
    Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
    Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
    Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
    Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
    «…следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему… Традиция не является чем-то саморепродуцирующимся и самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее».
    Эдвард Шилз
    В своей работе «Традиция», известный американский социолог Эдвард Шилз очень верно отметил несколько моментов относительно понятия «традиция». В частности о развитии традиции. Именно лучшее и более подходящее! Эти два ключевых слова и раскрывают основную суть понятия, которое мы называем инновацией.
    Прежде всего, определим, что представляют собой понятия «традиция» и «инновация». Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, церковные обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.
    Однако стоит заметить, что сама по себе традиция это зарекомендовавшая себя и оправдавшая право на свое существование инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее. А инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем, провоцирующие позитивные качественные изменения.
    Исходя из вышесказанного, нельзя однозначно понимать тезис: «Современная школа –традиции или инновации?».Здесь важно понимать, что процесс «инновационизации» – это явление, которое сопровождает общество с момента возникновения по настоящее время, переводя его на качественно иные уровни развития.
    В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни общества и государства присутствует данная конструкция: традиция – инновация и инновация – традиция. И если посмотреть в прошлое, то все известные нам педагогические традиции, концепции, были когда-то инновациями.
    Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждую секунду, каждый миг. То, что было важно, значимо и актуально вчера, сегодня, с учётом влияния современности, нам кажется уже не столь интересным. И это вчерашнее имеет место быть, только, если мы изменим его, трансформируем во что-то новое, подходящее для мира, в котором мы живём сейчас. К тому же, не может быть счастливого будущего без учёта опыта прошлого. По-моему, эти мысли с точностью отражают сущность современного образования, а именно: необходимость развития нового, инновационного с опорой на сложившиеся, проверенные годами традиции прошлого.
    Несомненно, фундаментом для возникновения новых идей в педагогике, являются те традиции, которые представляют собой интерес в современных условиях.
    Я считаю, в современной жизни, где господствует технический прогресс, когда живое общение между людьми отходит на второй план, всюду властвуют машины и механизмы, просто необходимо сохранить те традиции, которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Ведь невозможно воспитать всесторонне развитую личность, игнорируя, забывая такие понятия, как доброта, отзывчивость, честность, порядочность, патриотизм, любовь ко всему живому и другие. На формирование в детях таких качеств нацеливала нас ещё народная педагогика! По-моему, именно эти традиции мы должны сохранить в своей работе, опираться на них, постоянно о них помнить! Так как ни для кого не секрет как современное общество, в частности подрастающее поколение, истощено в плане нравственности и моральных принципов. И именно в наших силах возродить их, напомнить обществу о них! Естественно, современность требует от нас – педагогов новшеств в подходах и методах. Невозможно воспитывать детей сегодняшнего дня с помощью старых технологий. Они нас просто не поймут! Поэтому, в настоящее время задача педагогов стремиться жить и работать в соответствии со стремительным темпом развития общества, идти с ним в ногу. А это возможно только при условии внедрения в систему педагогического образования инноваций, которые будут способствовать их интенсивному развитию. Но, обязательным условием успешности педагогического процесса, по моему мнению, является синтез традиций прошлого и современных инноваций! Только в этом случае, мне кажется, нашей работе обеспечен успех!
    Понятие “инновация” означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
    Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении .
    В заключение хочется сказать о том, что не надо в жизни бояться перемен! Невозможно, не меняясь, прожить жизнь! К изменениям, переменам, внедрению нового призывает нас мир, окружающая действительность. И если мы хотим идти в ногу со временем, понимать настоящее, быть готовыми к будущему, то надо принимать новизну с радостью и позитивом! И, конечно, в успехе наших начинаний можно не сомневаться, если мы не будем забывать о традициях прошлого, которые будут прочным фундаментом для возведения нового!
    P.s: Вот, как то так.

    #4467

    Ольга Белоусова
    Хранитель

    Уважаемый, Геннадий Геннадьевич и все участники форума. Объемные материалы: статьи, рекомендации и т.д. прикрепляйте к своим небольшим комментариям, кнопкой “выберите файл”

    #4469

    Решила принять участие в районных заочных педагогических чтениях по теме «Современный урок: традиции или инновации?». Тема актуальная и представляет интерес для творчески работающих учителей, желающих идти в ногу со временем, искать и применять наиболее эффективные образовательные технологии, обеспечивающие высокое качество знаний в сочетании с лучшими традиционными методами обучения. Второй год в районе работает творческая группа учителей “Эффективный урок английского языка в свете современных требований”. Сайт создан для профессионального общения и обмена опытом членов творческой группы учителей английского языка и может быть полезен для более широкой аудитории. На сайте размещены материалы работы творческой группы, организован обмен опытом и нестандартными, творческими идеями. У нас есть чем поделиться. Поэтому я выбрала тему для обсуждения “Критерии эффективности современного урока”. Приглашаю всех неравнодушных учителей к участию в педагогических чтениях.
    Руководитель районной творческой группы учителей английского языка Боженко Надежда Герасимовна

    #4471

    Ольга Белоусова
    Хранитель

    Надежда Герасимовна, дайте ссылочку на свой сайт, воспользуемся Вашим приглашением.

    #4480

    Ольга Белоусова
    Хранитель

    Геннадий Геннадьевич, Вы очень говорите правильные слова о приоритетности урока, о роли учителя и ученика. Но очень хотелось бы услышать все то, о чем мы говорит сейчас: о системно-деятельностном подходе; о проектно-исследовательской деятельности; об использовании методов, побуждающих обучающихся самостоятельно рассуждать; о современной системе оценивания и т.д. Является ли все это новым – инновационным? Или это возвращение к истокам? Ведь еще А.С. Макаренко на своих уроках заставлял самостоятельно думать, развивал наблюдательность, пытливость, воображение, умение излагать письменно свои мысли через ведение личных дневников; производил оценивание, исходя из общих успехов, оценивая каждую последующую работу в сравнении с предыдущей.
    В наше время все занимаются поисками новых методов воспитания и обучения. Советую прочитать книгу авторов Лукова Вл. А., Лукова Вал. А., Ковалева А. И. Уроки Макаренко. М.: Ключ-С, 2006. 80 с., где раскрыты педагогические технологии А.С.Макаренко, которые мы сегодня назвали бы прорывными инновационными технологиями.
    Может, еще есть у кого-то примеры классиков, опыт которых мы сейчас воплощаем в жизнь, называя просто другими «именами».

    #4489

    Ссылка на сайт районной творческой группы учителей английского языка https://sites.google.com/site/nanenglish27/.

    #4492

    Уважаемые коллеги! Предлагаю для обсуждения выступление на тему “Критерии эффективности современного урока”. Вряд ли найдется учитель, который не хотел бы сделать свои уроки максимально эффективными. Почему же не всегда мы удовлетворены результатами уроков? Что нужно изменить в содержании урока, чтобы повысить его результативность?

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #4495

    Еще раз здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вам еще одно размышление по нашей теме. Просьба строго не судить.)
    В дополнении к тексту скажу. Читаю в данный момент Макаренко “Педагогическая поэма”. Считаю что в ней описывается именно технология коллективного воспитания.

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #4503

    Алексей Гейкер
    Участник

    Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю интересную тему для чтения: “Инновационные технологии на современном уроке. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения.” Как Вы заметили, я немного изменил тему.

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #4506

    Ляна Бельды
    Хранитель

    Алексей Ерланович, спасибо за интересную статью! На сегодняшний день дистанционное обучение школьников является приоритетным направлением в образовании. Поэтому каждый учитель 21 века должен уметь применять дистанционные технологии. Современный урок – это урок, соответствующий времени. Современный урок не может оставаться монологичным, когда учитель говорит, а ученики повторяют сказанное. Сегодняшний мир другой. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих детей, начиная с первых месяцев жизни. Современные информационные технологии позволяют в корне изменить процесс передачи знаний, сделать его более гибким, насыщенным, удобным для обучающегося. Интерактивные учебные курсы, созданные в электронной образовательной среде Moodle, позволят учащимся самим решать сколько им заниматься, и по каким предметам. Гибкий график обучения, индивидуальный подход, доступ к различным образовательным ресурсам являются хорошими предпосылками к творческому росту и развития способности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

    #4512

    Алексей Ерланович, как по-вашему мнению, может ли Moodle спасти нас от “кадрового голода”, т.е. возможно ли преподавание предмета учителем, например, из Маяка, в указанной среде дистанционно при отсутствии учителя, например, в с.Арсеньево?

    #4526

    Елена Попова
    Участник

    В современном обществе все большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
    Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения – возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график подготовки.
    Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету и дети, для которых математика – это вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок раскрыл свой потенциал?
    Хотелось бы поделиться ресурсами образовательных сервисов интернета при подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ по математике.

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #4531

    Ляна Бельды
    Хранитель

    Елена Анатольевна, думаю надо всем нашим учителям математики разослать ссылки на интернет-ресурсы при подготовке к ЕГЭ. Подборка сайтов хорошая, можно использовать при работе. Есть предложение разместить Ваш материал на странице межшкольного методического объединения учителей математики. Как Вы на это смотрите?

    #4532

    Алексей Гейкер
    Участник

    Добрый день! По моему мнению, Moodle частично решит эту проблему (кадровый голод), ведь эта система создана для удаленного (дистанционного) обучения. Но при этом требуется слаженная работа двух школ, а непосредственно учителя (тьютора) и завуча школы, где будет проводиться дистанционное обучение. Учитель организовывает и составляет дистанционный курс в рамках образовательной программы по определенному предмету, завуч или другой учитель, организовывают детей в удаленной школе. Т.е. составляется расписание, посадка детей и наблюдение за ними.. Необходим выход в Интернет.. И много других, но уже рабочих тонкостей..

    #4536

    Елена Попова
    Участник

    Положительно!

    #4542

    Добрый день!Предлагаю для обсуждения выступление по теме: Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #4544

    Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
    Ю.А. Конаржевский
    ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
    2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
    3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
    4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
    5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
    6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
    7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
    8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
    по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, киноурок, урок-объяснение и т. д.;
    по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.;
    по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, урок-зачёт и т.д.; урок с использованием компьютера.
    Современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться. Урок – это для системы образования социальный заказ общества.

    #4568

    skripnikova
    Участник

    Уважаемые коллеги! Предлагаю тему для чтения “Современный урок – какой он.”

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #4570

    Ольга Любас
    Участник

    Инновационные технологии на современном уроке. Образование – это индустрия, направленная в будущее. С.П. Капица

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
Просмотр 20 сообщений - с 1 по 20 (из 34 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.