Главная › Форумы › Учитель года › Развитие интеллектуальных и творческих способностей
- В этой теме 54 ответа, 21 участник, последнее обновление 11 лет, 11 месяцев назад сделано Алла Ефименко.
-
АвторСообщения
-
18.12.2012 в 4:28 дп #2603Ольга БелоусоваХранитель
Как в условиях отдаленной сельской местности, при отсутствии необходимых кадров и материальной базы создать условия для развития творческих способностей детей к разным интеллектуальным сферам деятельности : математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее? Очень интересно узнать мнения и услышать дельные предложения коллег.
20.12.2012 в 12:26 дп #2607Ксения ЧернышоваУчастник
Я считаю что, в настоящее время в связи с введением новых образовательных стандартов ( дифференцированное, личностно-ориентированное обучение) дает возможность более эффективно развивать талантливых и способных, интеллектуальных, одаренных детей. И одну из главных ролей здесь играет развитие системы дополнительного образования.
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» (Г.В. Плеханов)
Происходящее в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности подрастающего поколения, и выдвигают в число приоритетных задач современной школы развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося.
20.12.2012 в 12:40 дп #2609Ольга БелоусоваХранительХотелось бы личных размышлений. Как развивать детскую одаренность в сельской местности, особенно в поселках, отдаленных от центра.
20.12.2012 в 2:55 дп #2613Ксения ЧернышоваУчастник“Как развивать детскую одаренность в сельской местности, особенно в поселках, отдаленных от центра.”
Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам.
Интеллектуально – одаренные дети большое внимание уделяют чтению литературы, работе с компьютером, то есть ведут «сидячий» образ жизни.
В связи с этой проблемой возникает вопрос повышения двигательной активности, необходимой для полноценного развития ребенка. Одним из решений данной проблемы является занятия танцами. Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его. Культура танца не только дает возможность передачи общественных и национальных норм и традиций, но и раздвигает рамки выбора. Развивает творческие способности и художественный вкус.
Год назад, стараясь заинтересовать своих воспитанников, создать для них реальную ситуацию успеха, поднять их самооценку, предложила им записаться в хореографический кружок.
Для того что бы поддерживать их интерес к обучению хореографии применяла ИКТ (ЭОРы и ЦОРы) которое открывает немало дополнительных возможностей. Появляется возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, обучающие диски (например, видеодемонстрация оздоровительной гимнастики для детей (Адри Шварка), и другие), демонстрация видеоматериалов и многие другие полезные функции ИД.
21.12.2012 в 3:13 дп #2643Ольга БелоусоваХранительВсе это очень хорошо, когда есть учитель хореографии в школе, когда есть оборудованный гимнастический зал, обучающие диски. А если всего этого нет. Есть ребенок со способностями и желанием развиваться, и все. Как быть тогда?
22.12.2012 в 10:07 дп #2644Ксения ЧернышоваУчастникНо у нас в школе, в с. Маяк, как раз нет оборудованного зала для занятий танцами. И приходится исходить из тех условий, которые есть. Здесь главное желание педагога, его инициативность. И не надо быть скучными, поскольку дети любят творческих и целеустремленных педагогов. А необходимое аудио- и виде о- сопровождение можно найти в сети Интернет. Сейчас даже в самых отдаленных школах есть интернет и интерактивные доски, так же учитель может выписывать необходимую литературу.
А Еще самое главное создавать у ребенка ситуацию успеха :
1. Хвалить и ободрять детей.
2. Нужно уважать достоинство детей, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы.
3. Демонстрировать их способности (выступление перед родителями (родительское собрание), на праздниках ( если это проектная деятельность – то выступление на конференциях и т.д.).
4. А так же нельзя оставлять без внимания детей, у которых возможно что-то получается не очень хорошо. Хвалить ребенка, даже если он ничем особенным не отличается! Объяснить ребенку, что школа для того и создана, чтобы учиться тому, что раньше не знали и не умели, надо не бояться пробовать преодолеть проблему.
Конечно же, необходимо привлекать родителей, но если у родителей нет больших возможностей, то при желании, возможно найти спонсора, который может оказать необходимую поддержку.
22.12.2012 в 12:30 пп #2645Иванова НаталияУчастникЗдравствуйте, коллеги. Присоединяюсь к теме обсуждения. Я согласна с Ксенией, наш помощник в работе – это интернет и ИКТ- технологии. Много интересного можно найти в сети.
Мы с нашими ребятами участвовали в дистанционных конкурсах, междунароной олимпиаде по основам наук. Очень интересные викторины можно найти на сайте http://www.farosta.ru/konlist.
Еще один способ для развития творческих способностей- это привлекать ребят к участию в проектной деятельности ( изготовление изделий, картин и т.д.). А стимулом для этой деятельности является ежегодная школьная ярмарка, где ребята смогут продать свои изделия.
И, конечно, работа на уроках. Уроки должны быть нестандартными, но не обязательно все. Например, я разработала несколько уроков для 9 класса по теме Великая Отечественная война. Мы практически не работаем с учебником, ребята получают темы и готовят сообщения, презентации, а я создаю фильмы по основным событиям. Используем материалы собранные и созданные предыдущими классами.
Для ребят важно, чтобы результаты их работы озвучивались, не только в классе, но и в маштабах школы ( у нас общешкольные линейки).
Учитель должен уметь заинтересовать ребенка, это можно сделать очень просто – создать ситуацию успеха, отметить, что только ему по силам выполнить задание или поучаствовать в конкурсе, викторине. Все это я применяю в своей деятельности.
22.12.2012 в 11:06 пп #2646Марина СмирноваУчастникПриветствую всех участников конкурса! Включаюсь в тему форума как бывший участник и победитель конкурса “Учитель года”.
Проблема развития детской одареннсоти и творчества всегда актуальна, но особое внимание ей уделяется в современной школе.
Нельзя сказать, что школа не работает по развитию творчеких способностей и детской одаренности. Работает! Хочу напомнить, что развитие происходит на уроках и внеурочной деятельности, через систему дополнительного образования.
Современные образовательные технологии (проектные, здоровьесберегающие, кластерные, икт и др.) имеют место быть во всех структурных компонентах образовательного процесса. Проводятся различные мероприятия-олимпиады, конкурсы, школьные научно – практические конференции, предметные декады и др.
Материально – техническая база школы улучшается, не все имеется, но если помотреть на пять лет назад сегоднешнее состяние нашей школы это большой шаг вперед к внедрению инновационных технологий с целью развития личности (в разных составляющих этого понятия).
Есть ряд проблем:
Проблема первая.
Школа отслеживает рост учащихся, создает базы данных, старается не “потерять” потенциал ученика. Но часто не можем уследить когда “приоритет” ребенка изменяется и ему уже не интересно идти по пути развития своих способностей по математике, он менят свой путь и отдает предпочтение литературе.
Учителя, которые помогали ученику добиваться результатов деятельности огорчаются, что ребенок изменил интерес.
Вторая проблема, я бы её образно назвала “разорвись на части”. Суть её состит в том, что в школе есть дети, отлично и хорошо успевающие по ряду предметов. Во внеурочной деятельности они активны везде. Занимаются в нескольких кружках. Везде есть РЕЗУЛЬТАТ!
Учителя и педагоги дополнительного образования стараются “бороться” за такого ученика. Предлагают, “кто вперед”, принять участие в олимпиаде по его предмету. А ученик “разорваться” не может! Выбор остается за ним, но он не может определить “приоритет”! Записывается везде, и естественно где – то не успевает.
Поэтому есть предложение по развитию психологического мониторинга в системе поддержки и развития детской одаренности и творческих способностей.
P. S. : В районе нет МО психологов, может его надо создать и поднять данную проблему? Создать творческую группу с целью разработок методических рекомендаций по психологическому сопровождению развития творческих способностей и детской одаренности в образовательном процессе.
М. В. Смирнова
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.23.12.2012 в 12:21 дп #2648Вера БельдыУчастникЗдравствуйте, коллеги. Полностью присоединяюсь к теме разговора. действительно детскую одаренность развивать нужно.
Если например взять отдаленную сельскую школу, как говорилось ранее, то в этом случае если у ребенка есть способности и самое главное желание, то многое зависит от учителя. Учитель, на мой взгляд тоже должен быть настроен на результат, как говорится не количество, а качество. В таком случае первый помощник – это действительно Интернет. Здесь можно найти множество всевозможных конкурсов, заочных олимпиад и т.д. Самое главное найти ту звездочку и ее не потерять, а развивать.
23.12.2012 в 11:47 пп #2649Алла ЕфименкоУчастникВо-первых, как говориться, “желание – это тысяча возможностей”. Если человек действительно захочет что-то сделать, он это сделает. Даже “в условиях отдаленной сельской местности”. А если не захочет, то найдет причину – мы сельская школа, у нас нет кадров, у нас нет того, у нас нет этого, у нас нет пятого, у нас нет десятого….
Во-вторых, как уже говорилось выше, в каждой школе есть всемогущий Интернет /с огромным количеством педагогических сообществ, всевозможных образовательных и прочих ресурсов/, который позволяет восполнить те пробелы в знаниях, идеях, кадрах, условиях, которых лишена наша сельская школа.
В-третьих, я согласна с Мариной Владимировной по поводу психологического мониторинга и с тем, что не помешает создать МО психологов /как и МО логопедов, раз уж на то пошло/, т.к. не во всех школах есть ставка психолога /возвращаемся к нехватке кадров/, который смог бы вовремя отследить смену “приоритета” у ребенка, да и любому одаренному человечку психологическое сопровождение не помешает, потому что из-за большой нагрузки, возлагаемой на таких детей, многие их них “перегорают”.
24.12.2012 в 7:50 дп #2650Марина СмирноваУчастникЧто – то мы друзья об одном и том же, в основном о технологиях, кадрах, широких возможностей интернета, но с творческим потенциалом надо “родиться”. Творческий ребенок часто сам не понмает, что он особенный, он просто увлечен процессом творчества, главное ему это НРАВИТЬСЯ.
Так может быть дело не только в условиях, которые создает современная школа, общество, технологии, а в моменте “удачного” рождения? Существует мнение, что человек рождается “не как чистый лист”, он имеет задатки и предрасположенность к какой либо деятельности. Так ли это на ваш взгляд?
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.24.12.2012 в 8:05 дп #2652Марина СмирноваУчастникТворчесто должно пробоваться, как конфета. Давайте детям больше “проб”. Пусть ищет себя, а вы идите рядом в сотрудничестве. Ваш ученик, вырастит и вас обойдет, а вы им будете гордиться. Дайте ученику возможность на ошибку, ищите с ним верный путь, который в современной педагогике называется индивидуальный образовательный маршрут!!!
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.24.12.2012 в 8:15 дп #2654Алла ЕфименкоУчастникЭто, конечно, так. Но есть дети, которые не имеют особых предрасположенностей к той или иной деятельности, но имеют к ней большой интерес. Бывает, что и такие дети (с большим трудом конечно, чем “удачно рожденные”) добиваются немалых результатов. И таким детям, как мне кажется, также, как и одаренным, нужно помогать, также создавать условия, позволяющие расти в выбранном им направлении.
24.12.2012 в 10:05 дп #2655Татьяна ПальчевскаяУчастникЗдравствуйте, коллеги! Я считаю, что можно родится “звездочкой”, можно и стать ей. Раньше не было интернета, и все же были “звезды”. Мы педагоги, как помощники ребятам. Помогаем им, наталкиваем. Но кроме того необходимо, чтобы и у детей было огромное желание, осознаность, чего они хотят. На уроках необходимо ученикам давать не только стандартный материал, но и для того, чтобы “звезды” не терялись готовить отдельно материал для них. Более глубокий, чтобы интерес не терялся к данному предмету. Ребятам необходимо участвовать к конференциях. Проводить исследования. Я согласна еще с тем, что есть такие дети, которые во многом талантливы. Может многие не согласятся со мной, но я думаю ребенка талант можно расмотреть в 5-6 классе и направить в нужное русло. Или просто в 5-6 классах попробовать ребенку себя в разных сферах, а там решить что больше нравится, и в чем больше он талантлив. Я считаю, что в этом должны помочь не только учитель предметник, но и родители и классный руководитель, который следит за жизнью своих “детей”. Даже если в школе отсутствуют необходимых кадры и материальная база, которые создают условия для развития творческих способностей детей к разным интеллектуальным сферам деятельности, у ребят есть семья, которая поддержит и может преобрести специальные книжки. Дома подключить интернет. Если и такой нет возможности, то у нас есть школьная, районая библиотеки. Ведь раньше, когда не было интернета, мы узнавали все из библиотеки. И еще, я думаю, многие учителя сами готовы сделать небольшие подарочки своим “звездочкам” в виде дополнительной литературы.
24.12.2012 в 10:43 дп #2656Ксения ЧернышоваУчастник
Поддерживаю Аллу, что внимание необходимо уделять не только «явно» талантливым и одаренным детям, но и не забывать о том, что есть дети, которые своим упорством и настойчивостью могут так же добиться не малого, а иногда и большего. В то время, как одаренный и талантливый ребенок ,привыкнув к тому, что ему дается все легко и без усилий, там, где потребуется, может и не проявить так необходимой усидчивости, терпения, кропотливости, настойчивости
24.12.2012 в 11:03 дп #2657Марина СмирноваУчастникИз ваших рассуждений вывожу правила развития “талантов”
1. Присмотритесь ко всем ученикам, даже если они первоначально не являются “звездочками”, но имеют желание творить.
2. Семья – союзник школы в данной проблеме.
3. Ищем иннвационные технологии, в том числе дистанционные.
4. Слышим учеников, работаем на развитие.
5. Не щадим себя, так как любознательный, творческий ребенок Вас в покое не оставит, ему надо больше того, что дает школьная программа.
6. Набираемся терпения. Данные ученики имеют свою точку зрения, могут вступить в диалог или спор.
Но никто из вас не затронул слово система, как по вашему какие элементы должны быть в ней? Как долго может она функционировать в школе? Имеется ли система в вашей школе? Какой результат она дает? Может у Вас есть своя особая система?
Вложения:
Вы должны войти для просмотра вложений.24.12.2012 в 11:15 дп #2659Алла ЕфименкоУчастникНу как-то так…
24.12.2012 в 12:11 пп #2660Татьяна ПальчевскаяУчастникРаботаю третий год и вижу такую систему в нашей школе. Это работа с учениками на конференциях. Подготовка к олимпиадам учителей с учениками. Даже сама на уроках, чтобы “звездочки” не скучали и не потеряли интерес к предмету даю отдельно задания. Домашнюю работу другого плана. И это в системе. Так как мне сазали про отдельные задания более опытные учителя.
24.12.2012 в 11:27 пп #2661Ксения ЧернышоваУчастникУ нас в школе функционирует. Например, младшее звено второй год работает по системе Занкова, благодаря ей ребенок в младших классах может “попробовать” себя в различных видах деятельности. Здесь и исследовательская работа, и патриотическое и духовно-нравственное, экологическое воспитание, воспитание, направленное на ведение здорового образа жизни, изучение экономических основ, творческие и художественные способности. Все это благодаря развитию внеурочной деятельности. Что касается старшего звена, то здесь существуют профильные классы и индивидуальные планы обучения по разным направлениям. Ну и конечно же система дополнительного образования ( баскетбол, танцы, шахматы, компьютерные игры и т.д)
25.12.2012 в 7:18 дп #2662Татьяна ПальчевскаяУчастникУ нас в школе тоже есть профильные классы. Факультативы и элективы, которые помогают ученику углубленно изучать предметы.
-
АвторСообщения
- Тема «Развитие интеллектуальных и творческих способностей» закрыта для новых ответов.